Советский Модерн - Ле Корбюзье
![]() |
![]() |
Внушительное и по нынешним, привычным к крупным и масштабным проектам, временам здание, облицованное розовым армянским туфом, нашему современнику, прогуливающемуся в районе Мясницкой или чистых прудов, вряд покажется чем-то примечательным. Между тем, дом Центросоюза является редкой архитектурной достопримечательностью современной Москвы, одной из ее жемчужин.
В далеком 1928 году был объявлен открытый конкурс проекта административного здания Всесоюзного общества кооператоров (так первоначально именовался дом Центросоюза), в котором приняли участие такие известные и маститые архитекторы, как братья Веснины, И. Леонидов, Б.М. Великовский, А.Д. Крячков.
Однако конкурс выиграл проект французского архитектора Шарля Эдуарда Жаннере-Гри, более известного в архитектурном мире как Ле Корбюзье. Ле Корбюзье известен как последовательный урбанист, разрабатывавший утопичные для того времени планы городов. В число его проектов входили такие города, как Рио-де-Жанейро, Антверпен, Буэнос-Айрес. Общая суть градостроительных концепций архитектора сводилась к повышению уровня городского комфорта за счет создания современной системы автомобильных дорог и повышения высотности зданий. Основные тезисы своей архитектурной модернистской концепции Л е Корбюзье изложил в статье «Пять отправных точек современной архитектуры», опубликованной в двадцатые годы во французском журнале «L’Esprit Nouveau». Эти пять несложных на первый взгляд положений кратко могут быть изложены так: во-первых, использование столбов-опор (pilotis). Во-вторых, увеличение жилого пространства путем строительства вместо традиционной наклонной крыши плоской крыши-террасы, на которой можно разбить сад. В-третьих, использование свободной планировки: отсутствие несущих стен позволяло максимально свободно планировать внутренне пространство помещения. В-четвертых, использование каркасной конструкции, которая позволяла протянуть окна вдоль всего фасада и тем самым увеличить не только оконную площадь, но и освещенность внутренних помещений, которая благодаря такому техническому новшеству увеличивалась как минимум в восемь раз. И, наконец, в-пятых, применение так называемого «свободного фасада» - опорные конструкции устанавливались внутри здания, благодаря чему фасад терял несущие свойства и получал возможность свободного оформления.
![]() |
![]() |
Дом Центросоюза для тридцатых годов прошлого века – здание во многом уникальное не только для Москвы, но и для всего мира. Следуя своей творческой концепции, применяя новейшие технические достижения, Ле Корбюзье вместе с тем сделал это довольно-таки большое здание функциональным. Это одно из первых офисных строений в мире, рассчитанное на 3500 рабочих мест, с читальным залом, конференц-залом, рестораном. Дом Центросоюза – одно из самых больших зданий, построенных Ле Корбюзье. До этого проекта французский конструктивист был известен в качестве архитектора французских вилл. Дом Центросоюза в архитектурном плане представляет собой, по существу, не одно строение, но целый комплекс – прямоугольные призмы семиэтажных офисных зданий, покоящихся на колоннах, сгруппированы около округлой формы конференц-зала. Противопоставление симметрии и асимметрии, использование колонн, благодаря которым здание словно бы парит в воздухе – под Домом Центросоюза можно пройти насквозь - создают динамический эффект, эффект движения. Кроме того, в конструкции здания Ле Корбюзье впервые в таких масштабах и с такой полнотой применил стеклянную стену-экран во весь фасад – также новаторский ход для архитектуры 30-х годов. Была применена железобетонная конструкция этажерки-каркаса (так называемая конструкция «Домино» Ле Корбюзье), что позволяло свободно планировать пространство внутри здания и, несомненно, давало свободу для реализации творческих планов строителей Дом Центросоюза. По задумке Ле Корбюзье, в здании должна была функционировать особая система кондиционирования, что увеличило бы уровень комфорта для работающих в здании сотрудников. К сожалению, эта часть проекта не была до конца реализована из-за ограниченных технических возможностей того времени.
Начатое в 1929, строительство здания было окончено только в 1933-1936 годах. Строительство Дома курировало крыло Троцкого, и после смены политического курса и, соответственно, смены куратора, проект был на несколько лет приостановлен.
Изначально в Доме Центросоюза размещался Нарколегпром, для которого и строилось здание, затем – Министерство текстильной промышленности СССР, с 1959 года – ЦСУ СССР, а сейчас – Госкомстат – Федеральная служба государственной статистики.
![]() |
![]() |
Вполне возможно, что уникальный для Москвы Дом Центросоюза, являющийся одним из ярчайших воплощений так называемого «интернационального стиля» (наряду со зданием Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро, Швейцарским павильоном в Париже, Здание секретариата комплекса ООН), в скором времени имеет все шансы попасть в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.