Фэн-Шуй. Принципы Ци
![]() |
![]() |
Волшебное слово Фэн-Шуй. Великое искусство, доступное только профессионалам философам и математикам. Может ли оно быть полезно нам, обычным людям? Нельзя сказать, что по простой брошюре, купленной в каком-нибудь эзотерическом магазине можно построить хороший дом, который бы отвечал всем потребностей классической школы Фэн-Шуй. Однако у этого искусства высоких умов есть определённые правила, определяющие закономерности пространства, которые было бы неплохо знать и нам, простым смертным. Заодно попытаемся найти аналогии этих правил в сакральной архитектуре других народов, чтобы правила, утверждаемые Фэн-Шуй, не казались нам чем-то отвлеченным, надуманным.
Основа основ правильного расположения в пространстве является благотворная Ци. Однако, что такое Ци? В книгах по Фэн-Шую это слово определяется как благотворная энергия, которая, если течёт правильно, хорошо влияет на человека. Однако нигде нет глубинного пояснения этого явления.
Ци – это не просто энергия, но это энергия стихии воды. Вода для человека очень неоднозначный элемент. Вода во всех культурах всегда имела пограничное состояние между категориями жизни и смерти. Во всех космогонических мифах всех народов мир возникает из воды. Даже в Библии прежде творения мира «дух божий носился над водами…». Из воды рождается человек, когда выходит из чрева матери вместе с околоплодными водами, перед смертью тело человека омывают в воде. На Руси принято было рожать и умирать в бане, в месте, где моются. Вода символизирует собой энергию первозданного хаоса, существовавшего до сотворения мира.
![]() |
![]() |
Поэтому вода всегда нейтральна – она может, как дарить жизнь, так и сеять смерть. Вода берёт на себя роль границы между мирами. Вспомним наши сказки, вспомним живую и мёртвую воду, вспомним волшебную щуку, которую Емеля вылавливает в реке, вспомним греческий Стикс в тёмном царстве Аида. Даже в таинстве крещения христианство использует воду – как символ второго рождения человека. Так вот Ци есть энергия, содержащаяся в воде. Человек на 90% состоит из воды, поэтому очень важно, какую по качеству воду он пьёт и какую потребляет через поры кожи. В древнейшем китайском боевом искусстве Тай-Цзи-Цюань (Кулак великого предела), Ци которая течёт и в человеческом теле связывается с сердечно-сосудистой системой человека. Правильное течение крови, порождает здоровое движение Ци в организме. Именно для этого была разработана гимнастика Тай-Цзи, на которую каждое утро миллионы китайцев выходят из своих домов по утрам. Для правильного движения кровотока в организме нужны: правильное дыхание, нужный ритм сердцебиения, правильные движения. Мастера Тай-Цзи способны изменять пульс по собственному усмотрению.
Дом, в котором живёт человек, также является живым организмом, для которого должно быть спланировано правильное движение Ци, но если для человека верного эффекта нужно добиваться многолетними тренировками, то для жилья, достаточно лишь верной формы и ориентированности в пространстве при строительстве.
Первое, чему уделяет внимание Фэн-Шуй – это форма дома, в котором вы живёте. Самая правильная форма – это круг, она самая совершенная, потому что круг, шар – это форма летящей капли, или зреющего зерна, или спящего плода в материнской утробе, в любом случае круг, шар символизирует жизнь.
![]() |
![]() |
Именно по этой причине буддистские пагоды имеют округлую форму, символизируя чашу Сидхартхи. Однако в современных условиях в Европе подобные формы практически не используются. Поэтому заменителем круглой формы могут быть шестиугольник и даже квадрат. При этом очень важны параметры пропорциональности, чтобы длина, высота и ширина были равны друг другу. Нарушение этих пропорций приводит к нарушению движения Ци в помещении, то есть циркуляция воздуха, несущего маленькие капельки влаги, нарушается. Если дом слишком широк, приплюснут к земле, Ци не будет двигаться должным образом, она будет застаиваться, превращая ваш дом в болото, в таких домах всё время хочется спать, на гостей нападает уныние, а хозяева могут страдать от депрессий. Эти дома очень тяжело проветриваются, потому что течение воздуха ограничено низкими потолками и большим расстоянием между стенами. Однако подобная ситуация для России не свойственна, в большинстве случаев в наших городах и посёлках строится другой вид зданий. Это здания с диспропорционально большими параметрами высоты. И это вполне понятно, ведь каждый метр в городе – это дополнительная прибыль для застройщика и для чиновников. В высоких зданиях нормальная циркуляция возможна только в нижних этажах, выше третьего этажа влага не доходит, там преобладает жёсткое, быстрое течение Ци, как в горах. Сухой ветер – постоянная перемена холода и зноя. Такие дома – это абсолютный Ян. В таких домах люди раздражительны, злы, вспыльчивы, склонны к неврозам. Самым неблагоприятным в этом отношении является «дом-сигарета», подъезды в таких домах обычно чаще всего имеют ужасный вид. Лифты в них обычно изрисованы боевой символикой местных банд-малолеток, кнопки выжжены зажигалкой, почтовые ящики изодраны в металлическое крошево. Именно в этом секрет раздражительности и какого-то массового озлобления москвичей. Здесь же кроется удивительная депрессивность и полусонность питерцев. В Москве, даже в центре преобладают здания с большой высотой, много узких улиц – кругом один сплошной Ян. В Питере широта площадей и классическая горизонталь имперских зданий насаждают кругом Инь. К тому же Москва построена на холмах, а Петербург на болоте – два города антагониста.
Гармоничнее всего являются небольшие дома с тремя, четырьмя этажами, в двориках таких домов всегда очень уютно, все друг друга знают, деревья и кусты очень хорошо приживаются и быстро растут.
Ткже Фэн-Шуй требует очень серьёзно относиться к углам. Если вы живёте в доме, на который углом нацелено другое здание – то это считается очень плохим расположением, которое может вести к болезням, а порой и к смерти. На углах скапливается отрицательная энергия, которая постепенно выходит в сторону направления этого угла. В основном это избыточное направление Инь. Углы чаще всего сыреют, и их очень любят пауки, в углах Ци застаивается и принимает нежизнеспособную ядовитую форму. На Руси тоже углов не любили, но до нас эта осторожность к углам дошла лишь в виде всем известной народной приметы: «Не сиди на углу стола». Иконостас в избах размещался в восточном углу, однако он располагался именно таким образом, чтобы сгладить этот угол, сделать его максимально округлым. Отсюда кстати и округлая форма наших церквей. В Африке многие племена вообще строят себе круглые дома, объясняя это тем, что в углах сидят злые духи, насылающие болезни. У балканских народов по углам висели связки чеснока и репчатого лука, которые должны были отпугивать нечисть, при освящении священником квартиры, святою водой кропятся в первую очередь именно углы.
Ещё одним важным фактором в расположении жилья является наличие воды рядом с домом. Причём лучше всего, чтобы вода была именно у входной двери в здание. Самая идеальная форма расположения такой воды – это небольшая речка, или ручей, чьи естественные формы не должны стесняться ни бетоном, ни насыпным грунтом. Постоянно движущаяся вода по естественному руслу, определяет верное движение Ци, которое может смыть застоявшуюся грязь, либо наполнить влагой излишне сухое жилище.
![]() |
![]() |
Пруд в этом отношении значительно хуже, потому что сам представляет собой резервуар стоячей воды и пополняет количество грязной, ядовитой Ци. Если вы решили сделать у себя на участке пруд, то лучше, если бы в нём вода постоянно циркулировала, причём от пруда желательно вырыть небольшое русло, по которому бы вода возвращалась в пруд, чем длиннее и извилистее будет это русло, тем больше благотворной Ци вы приобретёте. Пруд желательно часто чистить и населить его рыбами, либо лягушками или жабами. Особенно в этом отношении полезны жабы – они не нападают на рыб, и истребляют огромное количество вредителей на участке. Участки с жабами практически не страдают от нашествия колорадского жука, слизней, и бабочки капустницы.
Итак, мы рассмотрели с вами основные рекомендации Фэн-Шуй. Надеемся, эта информация принесёт вам большую пользу.