Китайский стиль
Ландшафтный дизайн в Китае встаёт в один ряд с другими видами искусств.
Китайский стиль возник раньше японского и является его учителем, под его воздействием создавались и корейские сады. В отличие от европейских садов китайский сад максимально близок к природе, ему чужды ровные газоны, стриженные, конусообразные кустарники и деревья. Природа для них главный учитель и источник красоты, спокойствия.
Китайский стиль базируется на основах учения Фэн-шуй. Это слово в переводе означает «ветер и вода». В этих стихиях заключена основная философия учения, они являются источником энергии Ци. Беспрепятственное движение энергии – символ благополучия и здоровья, поэтому все вещи вокруг должны обеспечивать ее правильное направление.
Участок в этом стиле должен быть соподчинён с домом, второстепенные элементы обращены к главному, то есть энергия Ци должна быть направлена в сторону дома. Все предметы, созданные руками человека, особенно прямоугольные и с острыми углами также нарушают положительное течение энергии, поэтому должны преобладать мягкие, округлые, плавные линии, чувствоваться стремление подражать природе во всём: изогнутых крышах домов, которые вторят извилистым дорожкам, дверных проёмах с округлой формой или форме месяца.
Вода в китайском стиле присутствует в спокойном состоянии и в виде движущегося потока и всегда означает положительное движение Ци. Спокойная - олицетворяет мир, тишину, а струящаяся – жизнь, движение, перемены. Водоёмы, с высаженными на них цветами, неглубоки и имеют естественную облицовку. Зеркальная гладь в Китае заставляет взглянуть внутрь себя, является отражением души, сознания, это очень символичный образ, обозначающий совершенный дух.
Рельеф Китая разнообразен: от холмов и уступов до ущелий, равнин с многочисленными реками. Поэтому основным принципом китайского стиля является свободная планировка без нарушения естественного рельефа. Это проявляется в ограничении линий участка забором, без изменения его форм. Пейзаж разбавляется чайными домиками, беседками из натурального камня, созданными человеком, это говорит об умении китайцев сочетать рукотворную и природную среду.
Сад должен хорошо обозреваться с любой точки участка, органично сочетаться с окружающей природой. Посетивший вас гость, никогда не узнает о настоящей его величине, да это и не важно. Главное, что сад создаёт атмосферу бесконечного пространства, для чего используется принцип многоплановости или «заимствованного пейзажа». Также част приём, называемый «картина в картине», когда в беседке делают круглый или овальный проём, имитирующий раму, через которую зритель может созерцать необычную картину природы.
Сад, с хаотично разбросанными элементами, небольшими пустыми пространствами и газонами, по своим размерам превышает японский, где главное - миниатюризация, полностью он никогда не открывается. Скрытые уголки появляются по мере прохождения по тропинкам, ведущими в основные концентрированные точки. Сад является продолжением дома, часто китайцы создают небольшое его подобие внутри помещений. Здание приобретает веранды, а вместо стен огораживается плетёными экранами.
Камень, как и в Японии, имеет большое значение, очень часто он используется в виде насыпи без обильной растительности, применяется как в постройках, так и в виде статуй или отдельно стоящих акцентов.
Каждое растение имеет в саду своё значение. Из деревьев сажают – бамбуки, которые в обилии произрастают в Китае и обозначают сильный, но гибкий характер, сосны – символ долговечности, постоянства, достоинства, цветущая слива – возрождение и сила желания, а также персики, магнолии, ивы. Из цветов предпочтительней пионы, обозначающие богатство, хризантемы, олицетворяющие блеск, величие, лотосы, символизирующие чистоту, их дополняют розы и нарциссы.
По эмоциональному воздействию выделялись разные типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад с сочными цветами должен быть в контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли мифологические существа, нависшие скалы, изломанные деревья, бурлящая вода, напоминающие о величии природы. Идиллический тип пейзажа уравновешивает устрашающий сад благодаря своей тихой глади и спокойному ритму, подчеркивался большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или небольшая беседка.
Китайский сад является продолжением современных пейзажных стилей, который максимально сближает человека с дикой и первозданной природой.